NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

НЕТ НОВОСТЕЙ — ЭТО ПЛОХАЯ НОВОСТЬ
«Сарафанное радио» заполнило информационный вакуум
       
       
История с Балаковской АЭС служит неутешительным для телеканалов примером потери доверия к ним зрителей. «Сарафанное радио» сработало значительно быстрее, чем новостные службы центральных телеканалов. И доверие, ему оказанное, было значительно большим, чем телевизионщикам.
       Остановка второго энергоблока, напомним, произошла в ночь с 3 на 4 ноября в половину второго ночи. Первые сообщения Центрального телевидения о ситуации в Балакове вышли в телеэфир еще утром 4 ноября. Так, «Россия» ссылалась на крайне невнятную тассовку, саму по себе способную вызвать панику: «Ситуация на Балаковской АЭС, где сегодня ночью произошло аварийное отключение второго энергоблока, стабилизировалась».
       А до этого что происходило? ИТАР-ТАСС со ссылкой на МЧС Саратовской области сообщало об «инциденте»: «в результате выхода пара вблизи датчиков перестали работать сразу три главных циркулярных насоса, затем сработала аварийная защита 2-го энергоблока, и он отключился от сети. При этом система безопасности не была нарушена и весь персонал станции оставался на рабочих местах. Электроэнергия потребителям также подавалась в обычном режиме». Всерьез о произошедшем в Балакове заговорили лишь во второй половине дня 5 ноября.
       
       
В этот день Первый канал в вечернем шестичасовом выпуске новостей устами Игоря Выхухолева сообщил, что «остановка произошла накануне примерно в половину второго ночи после того, как сработала система аварийной защиты блока». Кажется, впервые заговорили о радиации: ведущий заверил, что «радиационный фон на АЭС и территории вокруг нее в норме». Уверения в том, что «чрезвычайной ситуации не произошло и никакого выброса радиоактивных веществ не было», прозвучали также и от министра по делам ГО и ЧС Саратовской области Александра Рабаданова.
       На канале «Россия» полноценный сюжет о Балакове был продемонстрирован в восьмичасовых новостях. Предваряя сюжет, ведущая Мария Ситтель наконец-то сообщила, что остановка второго энергоблока «породила множество слухов и чуть было не обернулась паникой: жители Поволжья буквально смели с прилавков все запасы йода — он защищает организм от радиации». В подробностях произошедшего разбирался Иван Родионов. Он сообщил, что «в саратовских аптеках йод еще можно найти, а вот в Пензе за несколько часов скупили весь запас». «Региональные интернет-форумы вскипели сообщениями о ядерном облаке, о закрытии детских садов и институтов, о спешном выезде местного начальства, — отмечал журналист. — В реальной жизни все было гораздо обыденнее, чем в виртуальной». К сожалению, этот сюжет «России» с кадрами из Саратова, Пензы, Москвы и Балакова был готов слишком поздно: именно в этот день с утра появились первые отравившиеся йодом. Об отравлениях поведала ведущая, не назвав их точного количества, а в сюжете об этом не было сказано ни слова.
       В последующие дни телеканалы подробно освещали приезд в Балаково полномочного представителя президента Сергея Кириенко (о его визите в город вечером 5-го числа они сообщили 6-го), о количестве отравившихся и о заведенном прокуратурой уголовном деле: прокуратура отреагировала на панику.
       Справедливости ради стоит отметить, что чиновники тоже не спешили давать какую-либо информацию. Хотя еще в полдень
       4-го числа РИА «Новости» распространило сообщение со ссылкой на главного инженера Балаковской АЭС Виктора Игнатова. Агентство извещало, что «при выключении одного из энергоблоков станции ухудшения радиационной обстановки, нарушения пределов и условий безопасной эксплуатации не было». Однако эта информация телевидение не насторожила: видимо, каналы ориентированы на чиновничество, а не на происходящие в стране события. Источник в ВГТРК подтвердил это «Новой газете»: «Не было никаких особых указаний, что показывать о Балакове, а что нет, — ждали официальной реакции».
       А что было делать обывателю? Не раз обманутые Центральным телевидением люди в условиях информационного вакуума доверились распространяемым в городе слухам и альтернативным источникам информации. Как рассказала «Новой газете» главный редактор «Яндекс-Новости» Елена Колмановская, первые единичные запросы в «Яндексе» про Балаково появились еще 4 ноября, начиная с 23 часов по Москве. А в заметном количестве — порядка 10 тысяч — запросы посыпались на следующий день.
       Ситуацию с паникой мог значительно усугубить и оперативно созданный сайт, на котором некая «группа независимых журналистов» утверждала, что авария все-таки произошла. Приводились «подробности» аварии, явно недействительные фотографии, количество пострадавших при «аварии», «информация» о якобы эвакуирующихся местных чиновниках и «экстренном заседании» у президента страны. Сайт был создан на хостинге «Яндекса», о чем руководство службы узнало из прессы. «Мы знаем, что 6 ноября сайт посетило около 2000 человек, — говорит Колмановская, — что первые ссылки на него пошли в веб-форумах, а потом — в «Коммерсанте» и других изданиях».
       Еще в понедельник сайт продолжал действовать, однако во вторник в ответ на запрос этого адреса в интернете появлялась надпись: «Страницы, к которой вы обратились, почему-то нет. Как это могло произойти? Давайте разберемся. Вам могли прислать неверную ссылку. Вы могли набрать адрес с ошибкой...».
       
       Наталия РОСТОВА
       
11.11.2004
       

Обсудить на форуме





Производство и доставка питьевой воды

№ 83
11 ноября 2004 г.

Отдельный разговор
Тайное оружие власти, от которого страдает собственное население
Слухи об аварии на Балаковской АЭС привели в ужас все Поволжье
Люди не верят официальной информации
Нет новостей — это плохая новость
Кавказский узел
Репортаж из кабинета сбежавшего руководителя Карачаево-Черкесии
Болевая точка
На жителях Беслана опробована новая технология отношения власти и народа: технология забвения
Общество
Все начинается с причала № 0. Создана партия солдатских матерей
Продолжаем голосование «ЗА» инициативу солдатских матерей
Власть и люди
Пытливые умы. Милиция не берет простых граждан в расчет. Она с ними рассчитывается
Власть
Депутата от «Единой России» Анатолия Ермолина назвали шпионом и выгнали из фракции
Новый передел «Родины». Рогозина может сменить Бабурин
После выборов
Пятилетка Путина. Почему государство возвращается на «командные высоты» в экономике?
Точка зрения
Александр Малинин: Не хочу назад, я там был
Владимир Кристовский: Политикам неинтересно заниматься своим делом
Обстоятельства
Виктор Шендерович — о коррупции, футболе и празднике на нашей улице…
Мир и мы
Украинцы слегка прокатили ставленника Москвы
Почему Путин не прилетел в Гаагу
Инострания
В убийстве французских солдат обвиняются белорусские наемники
Суд да дело
Прокурор-самолет. Всего за 30 минут из Ростова в Москву доставили 98 томов уголовного дела, изучили их и вынесли постановление
Семье Аяцковых везет с прокуратурой
Оппоненты обменялись пресс-релизами
Специальный репортаж
Калашников открыл Музей Калашникова
Милости просим к нашему «калашу»
Подробности
Люди без гарантийного срока
Очевидное и невероятное: гаишники против взяток
Наши даты
Новые русские праздники. Кажется, их идеей может стать изгнание инородцев
9 ноября Александре Пахмутовой исполнилось 75 лет
Личное дело
Первое задание редактора — закрыть комсомол
Четвертая власть
Захвачен офис Агентства социальной информации
Спорт
Нападающий не может забить больше одного гола за матч — это не хок'кей
Владимир Юрзинов: Хватит быть командой второго сорта
Кинобудка
Возможность возрождения российской анимации… Вся надежда на Щелкунчика
Культурный слой
Эраст Гарин — обыкновенный Король

АРХИВ ЗА 2004 ГОД
95 94 93 92 91 90 89
88 87 86 85 84 83 82 81
80 79 78 77 76 75 74 73
72 71 70 69 68 67 66 65
64 63 62 61 60 59 58 57
56 55 54 53 52 51 50 49
48 47 46 45 44 43 42 41
40 39 38 37 35-36 34 33
32 31 30 29 28 27 26 25
24 23 22 21 20 19 18 17
16 15 14 13 12 11 10 09
08 07 06 05 04 03 02 01

«НОВАЯ ГАЗЕТА»
В ПИТЕРЕ, РЯЗАНИ,
И КРАСНОДАРЕ


МОМЕНТАЛЬНАЯ
ПОДПИСКА
НА «НОВУЮ ГАЗЕТУ»:

ДЛЯ ЧАСТНЫХ ЛИЦ
И ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ


<a href=http://www.rbc.ru><IMG SRC="http://pics.rbc.ru/img/grinf/getmov.gif" WIDTH=167 HEIGHT=140 BORDER=0></a>


   

2004 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100